Вы находитесь на старой версии сайта. Посетите мою новую страничку

Домой О себе Мои работы Контакты Гостевая книга Цены

История Подготовка Материалы Наращивание Уход Дизайн Снятие

У каждого человека есть свое слабое место, детерминированное генетически или приобретенное

У каждого человека есть свое слабое место, детерминированное генетически или приобретенное. У кого-то под влиянием неблагоприятных факторов возникает гипертонический криз, у кого-то начинаются проблемы с желудочно-кишечным трактом, а кто-то неожиданно замечает усиленное выпадение волос (алопеция). С последней проблемой сталкивается, по данным статистики, каждый второй (приблизительно 60% мужчин и 58% женщин).
Виды алопеции
Нерубцовые формы алопеции принято делить на диффузные и очаговые. К диффузным относится анагеновая и телогеновая алопеция – названия определяются фазами роста волоса, во время которых происходит их выпадение.
Анагеновая алопеция. Анаген – это фаза активного роста, когда волос связан с сосочковой зоной, через которую он получает питательные вещества и непрерывно растет по нескольку сантиметров в сутки. Выпадение волос в фазе анагена происходит вследствие токсического воздействия на клетки, каким является, например, лучевая или химиотерапия. По окончании такого лечения волосы отрастают самостоятельно, часто становясь еще более сильными, чем были до терапии. Причина анагеновой алопеции часто известна заранее даже самому пациенту.
Гораздо сложнее обстоит дело с алопецией телогеновой. Телоген – это фаза выпадения и постепенного отмирания волоса, во время которой корень волоса теряет связь с сосочковой зоной и стержень его медленно движется к поверхности кожи. Одновременно с этим на старом месте (в зоне роста) зарождается новый волос, и все повторяется.
Анаген в норме длится 2–5 лет, а телоген – 3–6 месяцев. Основная часть волос на голове у здорового человека находится в фазе анагена и лишь 15% – в фазе выпадения. В отличие от животных, у человека не бывает линьки и процесс смены волосяного покрова происходит незаметно. Лишь под воздействием неблагоприятных факторов, ведущих к нарушению питания волоса, может возникнуть ситуация, когда в фазу телогена переходит большее количество волос, чем обычно. Пусковым моментом может стать стресс, инфекционное заболевание с высокой температурой, операция, роды, аборт, применение антибиотиков, любая повышенная нагрузка на организм. Но поскольку волосы после воздействия не выпадают на следующий день, а держатся на голове еще достаточно долго (3–6 месяцев), бывает достаточно трудно вспомнить, что явилось причиной выпадения. Иногда причина так и остается невыясненной. Позже сам факт выпадения волос становится стрессом, развивается порочный круг, и процесс затягивается. При проведении специального исследования – микровидеодиагностики, когда корни волос изучают под микроскопом, – определяется большое количество телогеновых волос.
Из других форм алопеции чаще всего встречается андрогенетическая алопеция. У женщин облысение по мужскому типу (андрогенное) обычно связано с повышенным содержанием тестостерона в крови (абсолютным или относительным), поэтому помимо выпадения волос на голове у них может быть избыточный рост волос на лице, бедрах, плечах, белой линии живота. Часто эти же женщины страдают угрями даже в зрелом возрасте, а волосы у них быстро салятся и требуют частого мытья. В начальной стадии андрогенной алопеции становится заметным поредение пробора, позже происходит диффузное поредение волос в лобно-теменной зоне.
У мужчин андрогенетическая алопеция является самой распространенной проблемой. Практически у каждого второго–третьего мужчины в возрасте старше 23 лет есть «привычное облысение». Само название «андрогенетическая алопеция» свидетельствует о том, что основную роль здесь играет наследственность, причем наследование происходит как по отцовской, так и по материнской линии. И гормон тестостерон здесь роли не играет, ведь чаще всего его уровень оказывается в норме. Но при этой форме алопеции выявляется повышенная чувствительность рецепторов волосяных фолликулов лобно-теменной зоны к нормальному уровню мужского полового гормона дигидротестостерона (ДГТ) или повышенная активность фермента 5-альфа-редуктазы, которая превращает тестостерон в ДГТ. Сама по себе генетическая предрасположенность может и не привести к алопеции. Основными провоцирующими факторами могут явиться заболевания печени, сильный стресс, заболевания мочеполовой сферы (простатит, уретрит).
Андрогенетическая алопеция развивается медленно, в течение нескольких лет, волосы постепенно истончаются, становятся более слабыми, укорачивается фаза их роста, при этом бурного выпадения не наблюдается. Человек чаще всего не может точно вспомнить, когда началось выпадение. У мужчин вначале образуются залысины в лобной области или очаг алопеции в теменной зоне. Постепенно зона потери волос увеличивается, захватывая всю лобно-теменную зону, но почти никогда не переходит на затылок, где находятся фолликулы, не имеющие повышенной чувствительности к ДГТ. При проведении микровидеодиагностики луковицы выглядят миниатюрными, стержни истончены, определяется различная степень дистрофии луковиц.
Существует и еще одна редкая форма алопеции, являющаяся серьезной медицинской проблемой, – очаговая алопеция. Причины ее точно не известны, но накоплено много данных, свидетельствующих об аутоиммунной природе заболевания. Это значит, что по какой-то причине в организме образуются антитела к своим собственным волосам. Пусковым моментом для развития очаговой алопеции могут явиться стресс, физическая травма, инфекция и генетическая предрасположенность (описаны случаи очаговой алопеции у близнецов, родителей и детей). При этом заболевании появляется ограниченный очаг или очаги облысения, может быть и полное выпадение волос (включая пушковые волосы) на всей поверхности кожи. Причем происходит это внезапно, казалось бы, среди полного благополучия. Так же неожиданно волосы могут вновь вырасти, а затем снова выпасть. Одновременно может идти зарастание очага в одном месте и появление нового очага в другом. Волосы как бы живут своей собственной жизнью. Почти у каждого четвертого пациента при этом бывают изменения ногтей – от слабовыраженной до сильной дистрофии, проявляющейся в виде исчерченности или шероховатости.
Диагностика заболевания
Для постановки правильного диагноза на приеме у трихолога проводится детальный расспрос пациента, выясняются особенности его питания, состояния здоровья, ухода за волосами, наследственные факторы. Затем требуется проведение микровидеодиагностики с помощью современной компьютеризированной системы. Такой метод позволяет вывести на экран компьютера увеличенный под микроскопом участок волоса или волосяного фолликула, внимательно изучить состояние волосистой части головы. При алопеции важно обнаружение пустующих, но еще живых волосяных фолликулов, из которых при проведении лечения вырастут новые волосы. Обследование волосяных луковиц, взятых из разных зон головы, дает возможность выявить влияние гормонального фактора. Можно определить также выраженность себореи, количество и качество сального секрета. Ведь себорейный компонент обязательно нуждается в коррекции. Специфические изменения могут быть в луковицах при гипофункции щитовидной железы, гормональном дисбалансе, которые являются главными виновниками упорного выпадения волос. Влияние стресса также находит свое отражение в картине стержня волос – видны зоны сужения. А если таких зон несколько, то, скорее всего, стресс у человека приобрел хроническое течение. Иногда можно увидеть причину ломкости волос – наследственную патологию стержня.
Раньше рекомендовали проведение еще одного обследования – трихограммы. Оно заключается в удалении резким движением с помощью специального зажима 100 волос с корнем, а затем – в детальном подсчете анагеновых и телогеновых волос. В фазе анагена в норме должно быть 85% волос, в фазе телогена допускается 15%. Именно телогеновые волосы теряются при мытье и расчесывании. Допускается потеря до 80–100 волос в сутки. В настоящее время этот подсчет проводят в сокращенном варианте, т.к. обычно пациент, усиленно теряющий волосы, не готов расстаться сразу со 100 волосками. Приблизительное соотношение анагеновых и телогеновых волос можно определить при микровидеодиагностике.
При усиленном выпадении волос всегда увеличивается количество телогеновых луковиц, а фаза анагена укорачивается. Волос выпадает раньше положенного срока, фолликул не успевает восстановиться и достичь нормальных размеров и в результате производит более слабый тонкий волос. Кроме того, при микровидеодиагностике определяются дистрофические изменения луковиц в виде деформации, уменьшения размеров и гипопигментации. Часто дистрофия луковиц развивается при различных дефицитных состояниях. Причем дефицит испытывает весь организм, а не только волосы. Это может быть нехватка белка, полиненасыщенных жирных кислот, минералов.
Для исследования минерального обмена используют современный метод спектрального анализа волос (минералограмма). Метод нетравматичен и весьма информативен. Для начала с затылочной части головы состригают небольшие пряди волос длиной 3–4 см, чтобы проанализировать обмен за последние 3–4 месяца. Затем в условиях лаборатории волосы исследуют на содержание 23 минеральных элементов (как жизненно важных, так и токсичных), после чего подробно анализируют все обнаруженные отклонения. Если определять минералы в анализе крови, то судить об их уровне можно только на день исследования. Волосы же, в силу того, что они постоянно растут и теряют связь с точкой роста, являются подобием аккумулятора. Дефицит, обнаруженный по анализу волос, является хроническим. Доказано, что нарушения минерального обмена (дефицит кальция, магния, цинка, меди, селена) всегда сопровождают заболевания кожи, волос, снижение иммунитета, аллергические заболевания. А коррекция выявленных нарушений улучшает состояние здоровья и способствует выздоровлению. Такое исследование можно рекомендовать практически каждому человеку.
После получения результатов минералограммы и выявления дефицита проводят курс коррекции монопрепаратами необходимых минералов, учитывая при этом антагонизм и синергизм минералов. Ведь прием одновременно несовместимых минералов приведет к плохому их усвоению. Антагонистами являются такие минералы, как цинк и медь, цинк и железо, магний и марганец, кальций и железо, кальций и йод, кальций и медь, калий и медь, калий и железо.
На дефицит витаминов исследования в обычной практике не проводят. Витамины подбирают дополнительно, с учетом их синергизма (взаимодействия) с определенными минералами. К примеру, при дефиците цинка не хватает и витамина А, а для усвоения селена нужен витамин Е. Лучше принимать весь спектр витаминов в необходимой дозировке, которую порекомендует врач. Курс интенсивной коррекции проводят в течение 4–6 месяцев, после чего минералограмму можно повторить. При таком лечении организм не получает ничего лишнего, а эффект проводимой терапии возрастает.
Помимо чисто трихологического обследования пациенту с алопецией всегда требуется консультация других врачей-специалистов для выявления внутренних причин выпадения волос. Женщинам рекомендуются консультация гинеколога-эндокринолога, УЗИ органов малого таза. Для выявления анемии проводят общий анализ крови. Делают также биохимический анализ крови для выявления скрытой анемии и определения функции печени, исследуют гормональный фон. Иногда мужчинам требуется урологическое обследование для обнаружения очага инфекции.
Терапия
Когда диагноз поставлен, встает вопрос о лечении. При установлении общего заболевания, например нарушения функции щитовидной железы, назначают специфическое лечение. Трихолог же дает пациенту свои рекомендации.
В лечении андрогенной алопеции используют как неспецифические средства, так и специфическую антиандрогенную терапию. Из «натуральных» антиандрогенов, блокирующих активность 5-альфа-редуктазы, наиболее известен экстракт карликовой пальмы Serenoa repens. Он безопасен, и его можно использовать у женщин (только не во время беременности). Назначают этот экстракт внутрь как пищевую добавку.
Противоположное андрогенам действие оказывают женские половые гормоны – эстрогены. Однако синтетические эстрогены дают серьезные побочные эффекты (способствуют развитию флебитов и образованию опухолей). Поэтому применяют лишенные таких эффектов фитоэстрогены, влияющие на те же рецепторы, что и эстрогены, активируя их. Они намного слабее, но благотворно действуют на кожу и обладают противораковой активностью. К фитоэстрогенам относятся экстракты хмеля, семян и кожуры винограда (пикногенол), дикого ямса, вербены, красного клевера, сои, люцерны. Их можно принимать внутрь или ополаскивать волосы их отварами.
Лечение алопеции невозможно представить без использования наружных средств, и в настоящее время в арсенале трихологов есть достаточно эффективные препараты. Обычно при лечении мужских форм алопеции проводят 30 процедур (2 раза в неделю), у женщин – около 20 процедур. Рост новых волос становится заметен к 15-й процедуре.
Достаточно эффективна при любых формах алопеции мезотерапия, когда с помощью тонкой иглы внутрикожно вводят различные лекарственные коктейли с витаминами, стимулирующими факторами. Коктейль доставляется непосредственно в зону расположения волосяного фолликула, улучшая питание, кровообращение и местный иммунитет. Такие процедуры проводят 1 раз в неделю длительным курсом.
В условиях трихологического кабинета используют и фитотерапию с применением дарсонвализации, ультратонтерапии, массажа волосистой части головы.
Некоторые зоны (в частности, лобные залысины) достаточно плохо поддаются лечению. При такой форме алопеции целесообразно подключать хирургов и планировать пересадку волос. Современные методики позволяют создать равномерное распределение пересаженных фолликулов. Это ювелирная работа, дающая хороший косметический результат.
Главное при появлении усиленного выпадения волос, их поредении – не затягивать обращение к врачу. Чем раньше начато лечение, тем легче приостановить процесс и больше шансов восстановить прежнюю густоту волос.
Лечение диффузной телогеновой алопеции – самое благодарное занятие. Эффект терапии не заставляет себя ждать и бывает долгосрочным, если воздействие неблагоприятных факторов не повторяется.
При андрогенной алопеции надо настраиваться на длительное (не менее полугода) лечение, при этом восстановить густоту волос у мужчин полностью не удается.
Лечение алопеции всегда должно быть комплексным, с использованием различных средств и методик, эффективных при данном варианте. Лучше, если оно проводится под наблюдением врача-трихолога, а не является бесконечным поиском «чудодейственных средств».

 

 
Хостинг от uCoz